Памятка для воспитателей
Ознакомление детей с природой
1. Все дети по
природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям,
исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для
этого педагог должен создать им специальные условия:
- стремиться как
можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;
- учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребенка.
2. Правильные
ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений
ребенка, доверие к нему, поддержка его мыслей. Поэтому педагогу необходимо:
- ограничить
время наблюдений до 3–5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной
деятельности ребенка;
- устраивать
секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на
вопрос;
- придерживаться
принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот (только в
этом случае у ребенка сформируется полноценное знание).
3. Эксперимент в
отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи
с этим педагогу нужно помнить:
- проведение с
дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;
- особое
внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения
опыта;
- неудача
ребенка не повод для упреков. Главное – выяснить причину провала опыта;
- опыт – это не
подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите
в правую руку то, в левую – другое. Соедините, потрясите…»;
- важно поощрять
попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен
предлагать собственные.
4. Арсенал
средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик.
Для этого необходимо:
- сочетать
непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход
наблюдения при этом разрываться не должен;
- использовать в
работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в
которых отражены доступные детям связи и явления природы;
- стремиться к
рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.
5. Занятия по
ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой
логической схеме:
- стремитесь
отвечать на запросы детей;
- следуйте за
ребенком, а не «ведите» его за собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий